Иван Антонович Кочерга

Иван Антонович Кочерга

Родился Иван Антонович Кочерга 6 октября 1881г в городке Носовка, что на Черниговщине, в семье железнодорожного служащего, что являлось причиной частых переездов. И только в 1891г. их семья селится на постоянное место проживание в городе Чернигов. В 1899 году Иван Антонович Кочерга заканчивает гимназию. После окончания гимназии он едет в Киев и изучает право на юридическом факультете. После окончания обучения в университете И А Кочерга возвращается в 1903 г в Чернигов и поступает на службу чиновником в контрольной палате. С 1904 выступает с театральными рецензиями на страницах черниговских газет. В 1910 г пишет первую пьесу (на русском языке) «Песня в бокале» (впервые поставлена в Харьковском Народном театре лишь 1926 в переводе П. Тычины под названием «Легенда о песне», пьеса успеха не имела). Новая пьеса - «Девушка с мышкой» (на рус. Языке, 1913) имела заметный, хотя и скандальный успех.

В 1914 г И. Кочерга переехал в Житомир. Пьесы на русском языке «Зубная боль сатаны» (1922) и «Выкуп (Свадебная поездка Маруси)» (1924 г) завершают определенный этап его драматургического развития. В этот период творческой жизни писатель начинает писать на украинском языке. В 1925 г. он завершает работу над пьесой «Фея горького миндаля». В 1927 - пишет новую пьесу «Алмазный жернов». В 1928 г И Кочерга пишет несколько пьес, непосредственно связанных тематикой и проблематикой того времени. В этот период И. Кочерга с должности ревизора житомирской Рабсельинспекции переходит работать литературным редактором в городскую газету «Рабочий», а впоследствии - в «Советскую Волынь».

Обласний музично-драматичний театр ім. І. Кочерги в м. Житомирі

В 1928 г он пишет комедию «Натура и культура», драму-феерию «Марко в аду» и ряд так называемых «кооперативных» пьес, типичных для 20-х годов агиток. Спектакль «Марко в аду» в харьковском Червонозаводском театре (режиссер В. Василько) имела успех, но к самой пьесе рецензенты отнеслись сдержанно. В 1929p. в Житомире состоялись гастроли Второй государственной украинской оперы Правобережья (июль-август), театра украинской Музкомедии и драмы под руководством Д. Гайдамаки (октябрь-ноябрь) и других коллективов и отдельных исполнителей. И. Кочерга, который в предыдущие годы лишь изредка выступал в печати, активизирует свою критическую деятельность. С 14 июля по 9 августа 1929 p. он печатает в газете «Рабочий» 11 лаконичных, но глубоко содержательных рецензий на спектакли театра украинской оперы - это едва ли не больше, чем за все, с 1922 по 1928 гг. Он пишет много пьес: драматическая поэма «Свіччине весілля» (1930; другое название «Пісня про Свічку»), водевиль «Ліза чекає погоди…» (издан 1931), пьеса «Майстри часу» (другое название «Годинникар і курка», 1933). Драматическую поэму «Свіччине весілля» поставлена только 1935 в Запорожье и только после этого она начала триумфальное шествие по сценам десятков театров. Пьеса «Майстри часу», несмотря на то, что сначала была отклонена украинским реперткомом, на Всесоюзном конкурсе драматургических произведений в 1 934 p. получила (под названием «Годинникар і курка») третью премию.

Меморіальна дошка І. Кочерзі на будинку письменників Роліт у Києві

В 1934г. И. Кочерга переезжает в Киев, получает квартиру в доме писателей «Роліт» и погружается в активную общественную, критико-публицистическую и творческую работу. Продолжает художественную разработку проблемных философских вопросов, работает и над киносценариями, переводами. С начала Второй мировой войны живет в Уфе, где редактирует газету «Литература и искусство» и работает в Институте литературы АН УССР. В этот период создает несколько небольших пьес, которые, порой остроумные, по-своему правдивые, однако не ставшие достижениями автора. Несколько позже написанные произведения «Чаша» (1942г); «Достаточно протянуть руку» (1946г). В одноактной пьесе «Зубная боль сатаны» реализован замысел пьесы, который автор записывал еще в 10-х годах.

Вернувшись в 1944 году в Киев, И. Кочерга пишет романтическую драму «Ярослав Мудрый» (1944, вторая редакция - 1946). Драма задумана как историческая трагедия, но некоторая идеализация самого образа князя не позволила автору добиться по-настоящему трагедийного звучания произведения. Как романтическая же драма «Ярослав Мудрый» является высоким достижением в украинской литературе. В послевоенные годы основные творческие силы писатель отдает работе над драматической поэмой о Т. Г. Шевченко «Пророк» (1948).

Умер Иван Антонович Кочерга 29 декабря 1958 года и похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

19:25